Вводные правила для изучения мышления

В ходе изучения мышления рождается множество правил, которые составляют суть нашей методологии. Здесь представлены правила, без которых нет смысла браться за эту работу.
Любое исследование или проект начинается с наброска.
Простая мысль возникает в нашей жизни и по каким-либо причинам становится важной для нас. Мы интуитивно начинаем нащупывать почву, из которой родилась мысль, делая свои наброски, которые постепенно обрастают деталями. Этот процесс увлекает наше мышление и уводит его в суть предмета, помогая конструировать новые смыслосвязи. В перерывах мы продолжаем делать наброски. Благодаря им мы можем быстрее и легче вникать в мысль, которая изначально была размыта и действовала только как желание познавать.
Мышление само определяет способ своего познания
Мои наброски являются правилами, которые устраняют лишнее из поля зрения и помогают сосредоточится на главном. Они не являются частью исследования, но без них невозможно его понимание. Эти правила ставят нас на ту точку, начиная с которой, мы можем глубже проникнуть в понимание мышления и избавится от пагубного влияния других теорий, направлений, учений. Любое настоящее исследование должно быть избавлено от воздействия из вне, потому что каждый объект реальности сам определяет свой способ познания, и мы можем доверять только этому способу.
Правило 1
Мы изучаем мышление человека через его познавательную и созидательную деятельность. Мы не изучаем психические девиации.
Большая ошибка большинства исследователей заключается в том, что для изучения чаще всего берутся крайне негативные процессы в мышлении. Психозы, истерии, извращения — любимые темы психотерапевтов, но они абсолютно бесполезны для понимания мышления. Клинические случаи условно проявляются у одного человека из десяти, но на основании этих случаев делается вывод о всех десяти с формулировкой: "У каждого можно найти психологическое расстройство, подобное этому". Такая позиция не имеет никакого отношения к реальности и является спекуляцией понятиями: спящий и мёртвый — не одно и тоже, хотя оба выглядят похоже. Тем более такая позиция недопустима для нашего исследования, которое претендует быть настоящим. Избегая подобного материализма и стремясь к строгим размышлениям, мы идём не от частного к общему (от проблем к пониманию), а от общего к частному (от понимания к объективным закономерностям). Поэтому мы изучаем десять человек из десяти в их нормальных жизненных и бытовых проявлениях и наблюдаем закономерности, которые присущи всем. Однако эти закономерности являются ключом к пониманию мышления конкретного человека, но не самим кладом.

Мышление любого человека гораздо многообразнее всего, что мы знаем и одно его проявление может зависеть от тысячи причин. При этом мы считаем здоровым и естественным желание человека создавать и созидать и делаем особый акцент на эти положения, потому что они помогают раскрывать мышление конкретного человека (изучение девиация напротив мешает это сделать).

Единственным объективным источником информации о чужом мышлении является реальность. И мы изучаем реальность и мышление в нём, а не мышление в вакууме или реальность без мышления. Например, материал "Синдром потерянного времени" рассматривает общие закономерности в отношении людей к реальному объекту — времени. Многие пути, ведущие к пониманию мышление как такового, ведут в тупик из-за своего непрактичного идеализма. Мышление-в-реальности — наш объект изучения и этому положению посвящено следующее правило.
правило 2
Мы изучаем мышление-в-реальности.
Мы не изучаем ничего, что ошибочно приписывается жизни мышления и уничтожает его целостность.
* Изучать объект-как-таковой — значит изучать его в реальности. Изучать объект в его идеальном состоянии значит изучать лишь одно его проявление. Каждый реальный объект создаёт множество проявлений, большинство из которых противоречат друг другу. Многие путают это понятие и изучают объект-в-вакууме, в итоге строят теории о вакууме, а не об объекте.
Мы изучаем мышление как таковое, то есть мышление-в-реальности*. Например, человек проявляет агрессию. Внутри у него сложная система смыслосвязей, который привела его к этим проявлениям, но нам важен лишь акт агрессии (решение), который актуализировал состояние человека. Для изучения мы берём объект акта (который не всегда очевиден), решение человека (объективную составляющую акта), мнение самого человека об этом решении. В этом изучении мы воспринимаем человека как понимающего и сознающего свои решения по отношению к реальности, нам важно его мнение. Нам не важны его знания, уровень его IQ, наши выводы о его внутренних противоречиях. Его бессознательная жизнь нам важна лишь как часть его прошлых решений, поскольку всё бессознательно когда-то было сознательным.

Мышление было до науки, религии, психологии, философии. Для нас оно было до всего. Мы изучаем мышление как сущность, первичную по отношению к нашим знаниям или представлениям. Науки о мышлении часто страдают тем, что собирают базу данных путанных взаимосвязей в мышлении и в итоге для удобства схематизируют мышление, превращая его в приборную панель и теряя его целостность. Ещё одно пагубное влияние материализма — попытка свести жизнь мышления к функциям мозга. Мы, конечно, этого не делаем, и мозг в нашем исследовании не участвует.
правило 3
Мы изучаем мышление в его целостности. В этом нам помогает наш метод. Мы не занимаемся схематизацией и разделением мышления.
У всего есть основания. Основание — это всё то, что может влиять (причина, мотив, принцип, закон и т.д.). Отличительными признаками любого основания являются его цельность и неделимость. Основанием решения конкретного человека является его мышления, а не отдельная часть этого мышления. Делить основание — значит уничтожать его. Невозможно делить свет, тепло, гравитацию, материальность, потому что они основания окружающего мира. Уничтожить основание можно только полностью. Мы изучаем мышление как основание. Поэтому для изучения цельного мышления появилась необходимость ограничиться его главными проявлениями — решениями.

Данное правило помогает нам проводить строгие размышления, а не спекулировать понятиями. Нашим основанием является наш метод. Изучая мышление, мы можем всегда вернуться к методу для проверки. Метод (здесь) является способом лучшего понимания объекта изучения. Метод формируется самим объектом изучения (о чем написано в самом начале). Наш путь в исследовании мышления начинается с описания того, что дано нам как очевидное. За счёт переходов от очевидного к очевидному, за счёт установления смыслосвязей и нахождения новых сущностей наше исследование постепенно обрастает принципами, понятиями, подходами, задачами, которые составляют метод. Метод постоянно совершенствуется, но он не является частью самого исследования. Пренебрегая последним положением, многие начинают мешать понятия, наблюдения и выводы в одну кучу.

Метод является формальной целостной структурой исследования (прим.: это не значит, что он подчиняется законам формальной логики). Метод является объяснением того, что мы видим. Любое объяснение не является частью объясняемого, поэтому само объяснение не может быть истинным или не истинным. Истинностью обладает то, что объясняют. Метод призван находить истины и он же включает критерии истинности.

Популярная точка зрения, что истины разных наук по структуре похожи. Мы считаем иначе — критерии истинности определяются конкретным объектом исследования в совокупности с пониманием нашего мышления. Метод не включает содержательные положения о мышлении, но он говорит, как на это мышление смотреть. В итоге, имея метод, мы имеем основание для суждений. Наши слова не будут пустыми, если будут соответствовать методу. Безосновательные утверждения рождаются в отсутствии оснований и ведут к морализаторству. Имея метод, мы не можем ничего утверждать просто так, как абсолютную истину. Мы говорим "это так в соответствии с нашим методом". Пример: "мышление изменчиво, потому что только так и может сознавать себя и это соответствуют принципу нашего метода, который утверждает, что любой статичный объект не может объяснить себя через себя, то есть в нашем случае осознавать себя".

При своей формальности метод является практичным инструментом познания. Наш метод относится к мышлению как бабочка к солнцу. Мышление многообразно и непостижимо. Если мы попытаемся охватить его и постигнуть полностью, то на самом деле будем блуждать в потёмках, воображая, что что-то знаем. Но бабочка живёт не потому, что пытается охватить всё солнце, а потому, что берёт от солнца пользу для себя: тепло и свет. Так и мы относимся к изучению мышления. Но если бабочка обладает инстинктом, который диктует ей правила, то наш инстинкт мы вырабатываем сами и называем его метод. Благодаря методу мы не умничаем, а получаем реальную пользу.

Данные правила по сути являются введением к методу.
Правило 4
Для построения строгих и последовательных размышлений мы внимательно относимся к слову. Мы не используем сторонние термины и стараемся работать с меньшим количество понятий, используя лишь основополагающие.
Графическая работа по мотивам книги "1984" Джорджа Оруэлла
Слова также не являются непосредственной частью исследования, но это не умаляет их роль. Мы заботимся о слове и пытаемся максимально полезно использовать его. Для этого вводим следующие правила:
— Мышление = Человек. Эти два слова мы используем как синонимы, потому что они обозначают одну сущность, которую мы изучаем. На практике мы чаще используем слово мышление, подразумевая человека.
— Без словарей. Словарь — главный враг слова. Основа любого слова — реальная сущность. И мы должны чётко сопоставлять сущность и слово. Абстракции мешают строгим размышлениям. Примеры: содержательное понятие — мышление; пустое понятие — познавательные способности.
— Понятия, которые мы используем, являются максимально конкретными и интуитивно понятными. Для устранения предубеждений к словам и с целью стимуляции познавательной деятельности каждое слово мы задаём в контексте и стараемся меньше использовать "научные" слова.
Лирическое отступление
"Нет ничего страшнее, чем экономия мышления"

Александр Пятигорский о словах.

Александр Пятигорский — (30 января 1929, Москва — 25 октября 2009, Лондон) — советский и британский философ, востоковед, филолог, писатель. Лекция "Философия на краю".
Вводные правила для изучения мышления.
Резюме.
1
Мы изучаем мышление человека через его познавательную и созидательную деятельность. Мы не изучаем психические девиации.
2
Мы изучаем мышление-в-реальности. Мы не изучаем ничего, что ошибочно приписывается жизни мышления и уничтожает его целостность.
3
Мы изучаем мышление в его целостности. В этом нам помогает наш метод. Мы не занимаемся схематизацией и разделением мышления.
4
Для построения строгих и последовательных размышлений мы внимательно относимся к слову. Мы не используем сторонние термины и стараемся работать с меньшим количество понятий, используя лишь основополагающие.
Картина в начале: "Притча о Слепцах" Брейгеля Старшего (взято: www.ru.wikipedia.org/wiki/Притча_о_слепых_(картина))
Графическая работа по мотивам книги "1984" Джорджа Оруэлла: автор неизвестен (взято: www.culturedvultures.com/big-brother-1984-north-korea)
Связанные статьи и заметки.
Made on
Tilda